Царица русского кутюра![]() ![]()
Эта женщина из числа тех людей, о ком англичане говорят сэлфмейдмэн (человек, сам себя сделавший).
Надежда Ламанова появилась на свет в год отмены крепостного права — 1861-й. День её рождения (14 декабря) отсылает к другой знаменательной дате — восстанию декабристов на Сенатской площади, случившемся тридцатью шестью годами ранее. Освободительная символика отразилась в судьбе маленькой Нади весьма своеобразно — в будущем ей предстояло освободить женщин от корсета. Родиной её была поволжская глушь — деревня Шутилово Нижегородской губернии, рядом с которой находилось родовое имение Ламановых. Отец Надежды, Пётр Михайлович, был офицером; он вышел в отставку в чине полковника. О супруге его ничего неизвестно, кроме имени — Надежда Александровна. Род Ламановых, к которому принадлежала Надежда Петровна, восходит к помещикам Великолужского уезда 17 века. Надя была первенцем в семье. Впоследствии у нее появилось еще три (по другим сведениям, четыре) сестры. Обряд крещения Ламановой Надежды Петровны был совершён в церкви «Покрова Пресвятой Богородицы», Лукояновского уезда, села Шутилово. Сохранилась запись о её крещении за № 31 «Рождена 14 декабря, крещена 18 декабря». Имение Ламановых постигла общая судьба пореформенных дворянских гнёзд, чьи владельцы увязли в долгах и разорились. Родители ещё смогли оплатить обучение Надежды в Мариинской гимназии в Нижнем Новгороде, но дальше она должна была сама заботиться о хлебе насущном. В 1878 году Надежда окончила Мариинскую гимназию со званием учительницы географии. В это время из дома приходит печальная весть о кончине отца. Имение Ламановых не приносит дохода, и овдовевшая Надежда Александровна, оставшаяся с тремя несовершеннолетними дочерями на руках (младшей едва исполнилось шесть лет), возлагает все надежды только на старшую дочь, которая становится главой и единственным кормильцем семьи. К счастью, Надежде Петровне сопутствует быстрый успех. Талант у неё был от бога: любую фигуру она могла представить в лучшем свете. Мастерски убирая лишние объёмы, легко изменяя пропорции, Ламанова скоро стала самой популярной среди мастериц. Упорная, упрямая, она умела трудиться. Она перерисовывала выкройки, переносила их потом на ткань: часами, день за днём, неделя за неделей. Приходила в мастерскую ни свет, ни заря, уходила затемно. И стала старшей среди закройщиц. Её талант закройщицы был оценён столичными модницами невероятно высоко. Молва твердит: «Шить теперь надо только у мадам Войткевич — там есть одна новенькая закройщица мадемуазель Ламанова, которая истиранит вас примеркой, но зато платье получится, как из Парижа». Надежда Петровна в 1885 году открывает собственную мастерскую на Большой Дмитровке — в престижном районе, где торговые центры и доходные дома перемежаются с особняками знати. Первое документальное упоминание мастерской Надежды Ламановой (1885 год). «Женское портновское заведение» Надежда Петровна Ламанова (слева) и М.С. Воронина. Москва, 1885-1887 гг. Надежда Ламанова практически не делала эскизов, так как не умела рисовать. Выкроек Надежда Петровна не признавала, предпочитая метод «наколки», дающий простор её фантазии. Выбрав ткань, она драпировала фигуру модели (причем не любила пользоваться ножницами и рвала ткань на куски), после чего закалывала булавками силуэт, складки и вытачки будущего платья. Сделав очередной «штрих», отходила в сторону и внимательно смотрела на контур силуэта, на линии складок. Находясь в поиске и раздумьях, могла опуститься на колени, прямо на полу. Это походило на сеанс в мастерской ваятеля. Одна из современниц Ламановой вспоминала: «Её руки хочется сравнить с руками хирурга и скрипача, скульптора и графика. Эти руки из ткани лепили складки, рисовали светотень, проводили графические линии, создавали объём. Она была великолепным живописцем»[Захаржевская Р.В. История костюма: от античности до современности. — М.: РИПОЛ классик. 2005. С. 210] . Примерка могла длиться часами, доводя «обколотую» сотнями булавок клиентку до предобморочного состояния, пока наконец не раздавались заветные слова: «Снимайте всё это осторожно, эскиз готов!». Шить Ламанова не любила и в своей мастерской никогда не брала в руки иголку с ниткой. «К чему мне это? — писала она впоследствии. — Архитектор же не станет таскать на своем горбу кирпичи или вставлять стекла в оконные рамы. Для этого есть подмастерья. Также и я. Мое дело — придумать вещь. А иголку с ниткой я всю жизнь ненавидела». Через несколько лет Ламанова была уже непререкаемым авторитетом в мире моды. Светские львицы — аристократки, театральные знаменитости и жены миллионеров — покорно терпели бесконечные примерки и ее тиранство. Все знали: в платье от Ламановой они будут безраздельно царить на любом светском рауте — как в Москве, так и в Париже. «Богиня — мраморная, Нарядить — от Ламановой», — однажды срифмовала Марина Цветаева («Полотерская»). В её платьях позировали лучшим портретистам России (как, например, Е.Носова — на известном портрете кисти К.Сомова). Визитка Ламановой С 1898 года на вывеске её мастерской уже красовались двуглавый орёл и надпись: «Поставщик двора Его Императорского Величества» — как Высочайшее признание её таланта. Это почётное звание давалось Министерством императорского двора (подчинявшимся лично государю) для поощрения тех отечественных производителей, которые присутствовали на рынке не менее десяти лет, неизменно показывая высокое качество товаров или услуг. Реклама ателье Ламановой. 1889 год Каютов Ламанова Каютов в 1909 году На рубеже столетий Ламанова приумножает великолепие российского двора целой серией блистательных дамских нарядов. Некоторые из них сегодня можно увидеть в фондах Государственного Эрмитажа. Платье императрицы Александры Фёдоровны. Начало 1900-х Автограф Документальных свидетельств общения Надежды Петровны непосредственно с императорской четой не сохранилось. Однако современные историки моды считают, что «последняя российская императрица одевалась у трех мэтров модельного бизнеса: в парижском ателье Чарльза Фредерика Ворта, заслужившего репутацию отца высокой моды, у Августа Бризака, чей Дом моды был расположен в Санкт-Петербурге (он считался любимым модельером царицы), и у Ламановой». Зато достоверно известно, что платья от Ламановой носили члены императорской фамилии: сестра императрицы великая княгиня Елизавета Федоровна, морганатическая супруга великого князя Михаила Александровича Наталья Брасова (урожденная Шереметьевская), великая княгиня Мария Павловна (будущая владелица парижского модного дома «Китмир», чьи идеи порой заимствовала Коко Шанель), а также придворные фрейлины. Платье вечернее из плотного белого шёлка и шифона Александра Фёдоровна и Николай II рассматривали бал не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора, продолжая традиции, завещанные славными предками рода Романовых далёкого допетровского времени. И несмотря на все сомнения, споры и пересуды, бал состоялся на славу. Обычно сдерживающий свои эмоции Николай II, был впечатлён балом и записал в своём дневнике: «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми». Костюмированный бал Все костюмы «Русского бала» запечатлены на серии фотографий, сделанных сразу после торжества. Государь Император Николай Александрович в одежде царя Алексея Михайловича и Государыня Императрица Александра Фёдоровна в одежде царицы Марии Ильиничны (первой жены) В создании этих нарядов принимала участие и Ламанова. Одно из воспоминаний о бале 1903, принадлежащее Княгине Варваре Александровне Долгоруковой, представляет для нас огромный интерес, ведь костюмы для неё и её сестры были созданы в ателье Надежды Петровны Ламановой: «Одни из самых красивых костюмов были сшиты Ламановой на заказ. Они до мельчайших подробностей повторяли старинные наряды. Среди заказчиц Ламановой была и моя сестра, графиня Софья Ферзен. Она была очаровательна в своём платье и украшениях. Талант, вкус и стиль знаменитой московской портнихи Надежды Петровны Ламановой были исключительны. Это был русский гений элегантности. Мы гордились ею. Никто не мог сравниться с ней, даже лучшие дома французской моды». Графиня Софья Александровна Ферзен, урождённая Княжна Долгорукая в маскарадном костюме Боярыни XVII века Фрейлина Княжна Варвара Александровна Долгорукая в костюме боярышни XVII века Праздничный девичий костюм. Нижегородская губерния. Ламанова отсюда родом В 1901 году друг семьи, К.С. Станиславский, пригласил Надежду Петровну в Московский Художественный театр для создания костюмов к спектаклям «В мечтах» и «Вишневый сад». Начинается сотрудничество Надежды Петровны с Московским Художественным театром, которое продлится 40 лет — до последнего дня жизни великого модельера. Под руководством Ламановой были созданы костюмы для всех спектаклей театра. Многие великие актрисы запечатлены на фотографиях и полотнах в костюмах Ламановой. В.А. Серов. Портрет М.Н. Ермоловой в платье от Ламановой. 1905 Книппер-Чехова в пьесе Гамсуна «У жизни в лапах». Манто мастерской Н.П.Ламановой, 1911 Актрисы МХАТ в театральных костюмах, созданных Ламановой: Книппер и Андреева в постановке «В мечтах» (1903), Андровская в «Рекламе» (1930), Тарасова и Степанова в «Анне Карениной» (1937). Сцена из «Анны Карениной» К.Сомов. Портрет Е.П.Носовой в платье от Ламановой. 1911 В 1908 году мастерская Ламановой переезжает на Тверской бульвар, в здание, построенное специально для нее архитектором Н. Г. Лазаревым. Дом на Тверской Она не экономит на отделке и убранстве своего дома или, лучше казать, дворца моды. Вся роскошь модерна призвана поразить и ослепить заказчика: огромные закроечные столы из липы, зеркала в пол, электрическое освещение. Материалы и украшения — прямо из Парижа. В этом доме к ней пришло международное признание. Уже будучи не только владелицей собственного ателье и директором преуспевающей школы, сама Ламанова продолжает обучаться искусству дизайна одежды. Она ездит в Париж знакомиться с последними коллекциями признанных мастеров и читает книги по истории, живописи и этнографии. Ламанова заграницей. 1911 (1909). Фото сделано во Франценсбаде Пуаре Вечернее платье, шелк, белье. Модный дом «Paul Poiret» 1910 г. Вечернее платье, шелк. Модный дом «Paul Poiret» 1912-1914 гг. Модель в платье от Поля Пуаре Ламанова Рисунок Серова Заметив, что гость не пропускает ни одного извозчика, чтоб не сделать зарисовку его армяка, и впивается глазами в телогрейки московских торговок, Ламанова решает подарить другу Москву — в прямом смысле этого слова. Ранним утром они отправляются на Сухаревский рынок. Там Пуаре скупает целый ворох старинной одежды. Здесь и кокошники, и сарафаны, и сапожки, и приличные платья европейского образца. Все это богатство Поль бережно пакует и увозит в Париж, где вскоре и выпускает первую в истории французской моды славянскую коллекцию. Своих детей он одевает в рубашки-косоворотки, жене шьёт костюм, по декору напоминающий армяк, вводит в Париже моду на украинские вышивки и казачьи сапожки. Через пару лет мода на все русское буквально захлёстывает Париж, а к тому моменту, как там появляются многочисленные русские эмигранты, эта тенденция перерастает в повальное увлечение. Вот так: поразвлекались два модельера на московском блошином рынке — а потом вся Европа облачается в сарафаны и рушники. Несмотря на то, что П. Пуаре сделал её имя популярным во Франции, Надежда Петровна неизменно отклоняла все предложения о работе за границей. В годы Первой мировой войны она предоставила свое нижегородское имение под военный госпиталь. Октябрьская революция, казалось, подвела черту под всей её жизнью. Роскошный особняк на Тверской был реквизирован новой властью. Когда её ателье ликвидировали, Надежда Петровна продала дом на Тверском бульваре, чтобы расплатиться с поставщиками и персоналом, остальную часть денег вложила в Народный банк. Семья Ламановых-Каютовых из роскошного особняка вынуждена была перебраться сначала в особняк Чижовых (Еропкинский пер., 2, кв. 3), а потом в квартиру № 4 в доме № 4 по Еропкинскому переулку, которую впоследствии уплотнили, оставив Надежде Петровне лишь комнату. Дом в Еропкинском переулке, 4 Ей шел 58-й год. Казалось, будущего нет… Оставалось только выживать, обслуживая запросы жен наркомов и партийных вождей, которые, вопреки коммунистической идеологии и всеобщей разрухе, хотели выглядеть как можно более буржуазно. Но пожилая, ограбленная женщина, полная творческих идей, не пожелала стать никому не нужным «осколком старого мира». После освобождения неутомимая художница продолжает свою творческую деятельность. Каютов поступил на службу в ВСНХ, а потом в Госстрах СССР (1923), где проработал до самой смерти. В Петрограде питались кониной и хлебом из глины и опилок. Из бархатных портьер и скатертей с успехом шили выходные платья. У Тэффи есть потрясающий фельетон «Наша весна», в котором писательница подробно описывает, как выглядят демисезонные наряды петербуржцев под весенним солнышком: «идите и смотрите, какие у всех сделались воротники. То, что зимой было бобром, котиком, скунсом, теперь стало мокрой собакой, ошпаренной кошкой, зайцем, затравленным сворой борзых. Мокрые грязные звери, зверьки и просто домашние животные с общипленными боками и обтёртой шерстью разгуливают по улицам». Так же описывает 1918 год ученица Гумилёва, Ирина Одоевцева. Она не позволяла себе выйти из дома без перчаток и шляпки в тон к платью. А на новогодний бал в Дом искусств является в бальном платье матери, перешитом собственноручно, в перчатках до плеча и со страусовым веером — и при этом совершенно голодная, грязная и замёрзшая, так как добираться ей пришлось по темным улицам, а казённый обед по талонам из-за приготовлений она пропустила. Носили то, что осталось от лучших времён. Лучшие времена закончились этак году в 1914—1915-м, с началом Первой мировой войны. Редколлегии женских журналов создавали видимость не только существования пролетарской моды, но и призывали читательниц к творчеству. В 1918 году петроградский журнал «Жизнь искусства» объявил конкурс на эскизы лучших моделей одежды «нового типа», напечатав для затравки несколько «буржуйских» рисунков и несколько советских. Редактор посоветовал внимательней присмотреться к западным образцам, чтобы понять, что модно в мире, но никак не следовать им. Европейская мода считалась вычурной и полной излишеств; да и само слово «мода» было под запретом и классово чуждым. Советская одежда, по мнению экспертов, должна была стать красивым и практичным синтезом прозодежды и народного костюма. Но массовое производство одежды разлажено настолько, что одежду либо перелицовывают сами, либо при помощи портних. Покупательницы побогаче обращаются в дорогие ателье на Кузнецком Мосту, где всегда можно достать парижское или лондонское платье за безумные деньги. Так что обнаружившаяся в Бутырке Ламанова, жаждущая работать и жить в советской стране, стала настоящей находкой для партии. На пятьдесят восьмом году жизни Надежда Петровна стала советским модельером. С 1919-го она начала работать при отделе художественной промышленности Наркомпроса РСФСР Главнауки, возглавила учебно-производственную мастерскую Современного костюма и одновременно работала инструктором по художественному моделированию при секции «Игла», организовала 3 выставки. С 1922 года Ламанова — член Академии Художественных наук. Оживление экономики после окончания Гражданской войны позволило ей открыть в своей скромной квартирке в Еропкинском переулке частную мастерскую. Из помощниц при ней остались только две сестры. Работать приходилось с тем, что было под рукой — холстиной, солдатским сукном, льняными полотенцами, занавесками и даже стёгаными одеялами… Модели Ламановой К изумлению организаторов, в зале оказался Луначарский, актёры кино и театра, художники и писатели. Демонстрировать модели мастерской Наркомпроса согласились самые стильные и красивые женщины из творческой элиты: актрисы Александра Хохлова, Лиля Брик, её сестра Эльза Триоле. Всех связывал один небольшой секрет: их обшивала сама Ламанова. Дефиле прошло с оглушительным успехом. Модели демонстрировали платья для работы, отдыха, для дома и торжественных вечеров... Актриса Александра Хохлова в платье от Ламановой. 1924 Платье по мотивам народного костюма. Лиля Брик и Эльза Триоле В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина совместно издают альбом «Искусство в быту», где представлены простые модели, которые без труда могла сшить себе любая женщина. Лист из альбома «Искусство в быту» (1925) Советские деятели искусства вовсю готовились к Парижской выставке 1925 года, на которой новое государство должно было показать старой Европе свои способности в области культуры. Ламановой поручили руководство секцией моделирования одежды и попросили организовать настоящий показ советской моды в Париже — это при полном отсутствии каких бы то ни было наработок и остром дефиците тканей. Павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже На международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности 1925 года в Париже коллекция, созданная под руководством Надежды Ламановой, была удостоена 3-х наград, в том числе Гран-При «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Костюмы Ламановой из русских полотенец произвели настоящий фурор. Модели Ламановой в Париже Успех молодит, окрыляет. Надежда Петровна открывает Студию художественного производственного костюма, в надежде создать школу моды в Советской России. В 1926-27 годах художник создаёт ряд моделей по мотивам творчества народов Севера, за что на юбилейной Выставке искусств народов СССР 1927 г. получает отзыв признательности за инициативу выявления художественного творчества народов Севера и Дальнего Востока. В эти годы она выступает на страницах журналов со статьями о теоретических основах искусства моделирования. «Париж, — напишет она, — даёт нам только фасон, но этого ещё мало, чтобы человек был красив, а фасон – лишь придаток моды. Однако люди-то все разные, и что идёт одному, то на другом сидит как на корове седло… Нет уж! Людей надобно одевать каждого по-разному, соответственно их привычкам, их характеру, их фигуре… Особенно – женщину, которая самой природой назначена украшать человеческое общество!» Знаменитая формула Ламановой «для чего создаётся костюм, для кого, из чего», которую она выдвинула как девиз творчества художников костюма, впервые была опубликована в Женском Журнале №1 1926 года. Она полагала: «Мода нивелирует людей, не считаясь с особенностями и недостатками их телосложения... Но всякий человек, несмотря на все недостатки его тела, от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным…». Она предлагает отказаться от излишней вычурности, не злоупотреблять декором, драпировками на талии, избавиться от длинных юбок, от широких лент-поясов, от асимметричных «хвостов». В целях экономии она предлагала максимально укорачивать юбки — чуть ниже колена: в Париже такая длина стала нормой лишь года четыре спустя. Нужно было сделать «новые платья» понятными для простых женщин, украшать костюмы народными вышивками. Интересно описывает метод Ламановой Ниссон Абрамович Шифрин: «Превосходный мастер костюма Н. Ламанова обычно исходила из того, что материю нельзя насиловать. Чтобы получить нужную форму, она не мельчила и не дробила ткань. Она так искусно укладывала, драпировала, что, распоров швы самого сложного костюма, можно было увидеть, что он сделан из цельного неразрезанного куска материи». Однако попытка сделать советскую моду частью европейской культуры была обречена на провал. В 1928 году началось свёртывание НЭПа и генеральное наступление на «частника» во всех сферах экономики. Мастерскую Ламановой закрыли, а саму её лишили избирательных прав «как кустаря, имеющего двух наёмных мастериц». Но прекраснейшие характеристики, данные ей театром, руководством Академии художественных наук и другими организациями, спасают её от унизительного клейма лишенки, в 1930-м её восстановили в избирательных правах, и она смогла продолжить работу. Так, например, в 1930 году Ламановой по заказу был выполнен бесплатный проект по созданию пионерских костюмов. 1930 год. Международная выставка пушнины в Лейпциге. Надежда Петровна делала часть выставки мехов для Лейпцига совместно с Верой Игнатьевной Мухиной. Зато в 1931 году (предположительно) умирает муж Надежды Петровны — Андрей Павлович Каютов. Обстоятельства смерти неизвестны. Есть предположение, что его арестовали и расстреляли. Она нашла в себе силы жить дальше, но с новаторскими идеями больше не выступала. Охотно работала только в театре, где по-прежнему могла творить, работая в разных стилях и с разнообразными фактурами. Станиславский называл ее «почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма», «Шаляпиным в своём деле». Актрисы МХАТа в платьях Ламановой «В начале 1935 года стало известно, что летом, во время отпуска, предполагается послать из Москвы первую актёрскую шефскую бригаду для обслуживания Дальневосточной армии командарма Блюхера. Когда мне предложили участвовать в этой бригаде, я с радостью согласилась. <...> Перед отъездом Надежда Петровна Ламанова сшила всем женщинам вечерние туалеты из крепдешина, выкрашенного в разные цвета: у Лабзиной розовый, у меня лимонный и т. д. (Всё это шилось в мастерских театра за казённый счёт, а по приезде мы выплачивали в рассрочку очень незначительными суммами.)». Ламанова вернулась в МХАТ в качестве консультанта по костюму и конструктора и работала для спектаклей «Женитьба Фигаро», «Пиквикский клуб», «Гроза», «Анна Каренина», «Борис Годунов» и др. «Женитьба Фигаро» Любовь Орлова в платье от Ламановой в фильме «Цирк» Портрет героини фильма «Александр Невский» Несмотря на возраст, Надежда Петровна оставалась элегантной, стильной дамой, не позволявшей себе ни малейшей небрежности в туалете. Ламанова В старости По одной из наиболее популярных версий, Ламанова опоздала к пункту сбора артистов и сотрудников МХАТ, которые должны были 14 октября 1941 года отправиться прямиком из Камергерского переулка в эвакуацию. Коллеги не дождались Ламанову и уехали без неё. Надежда Петровна, добравшись до места сбора, увидела только запертые на замок двери. Она бросилась в Большой театр, с которым также сотрудничала, но по дороге, в сквере перед театром, скончалась от сердечного приступа. По другой версии Ламанова скончалась прямо на ступеньках Художественного Театра. Ещё по одной версии Ламанова опоздала из-за того, что шла вместе со своей младшей сестрой Марией Петровной, которая медленно ходила. Журналистам в этой связи очень полюбилось сравнение Ламановой с «забытым» Фирсом из «Вишнёвого сада». Забыли великого модельера. Свет на обстоятельства смерти Ламановой проливают телеграмма и письмо её младшей сестры Марии Петровны Терейковской, отправленные Вере Мухиной. По свидетельству Марии Петровны, у Надежды Петровны накануне смерти часто случались недомогания. В понедельник 13 октября Ламанова, очевидно, ждала решения об эвакуации (каждое такое решение выносилось индивидуально). Отправившись утром 14-го числа в театр вместе с Марией Петровной, они обнаружили, что артистов уже эвакуировали, а им даже не сообщили. Не сложно понять, каким ударом для Ламановой стал поступок театра, работе в котором она посвятила 40 лет своей жизни. Приступ, приведший к смерти, случился с Надеждой Петровной на следующий день, когда она вместе с Марией Петровной шла к Дмитровскому метро, чтобы ехать на дачу: «Спускаемся вниз по Дмитровке. И как раз против амбулатории большого театра она просит у меня нашатырь, я даю пузырёк, а она поднесла его, понюхала и упала мне в ноги. Я старалась поднять, повернула на спину, зову её, а она уже не отвечает». В телеграмме Мухиной Мария Петровна сообщила: «Пятнадцатого Надюша внезапно скончалась моих руках». Это были три дня (14—16 октября 1941 года) знаменитой московской паники. Из города бежало всё, что могло двигаться, в городе царил хаос. Тело Надежды Петровны пришлось кремировать. Урна была захоронена рядом с мужем на 3-м участке Ваганьковского кладбища. Участок кладбища на схеме Второе захоронение — 1941 год — Надежда Петровна Ламанова. Правая часть могилы, самая нижняя надпись на каменной табличке. Захоронение Ламановой и членов её семьи Но воз и ныне там. Правда, памятные мероприятия проводятся. Благоустройству могилы препятствуют некие юридические сложности. В дневнике Надежды Петровны есть такая запись: «Я верю, что талант не пропадает никогда, и душа, наработав что-то в очередной жизни, отправляется в свое новое приключение, в свою новую жизнь». Большое количество работ Надежды Ламановой представлено в Государственном Эрмитаже, в коллекции Александра Васильева, в музее Метрополитен в Нью-Йорке, музее МХАТ и частных коллекциях. В наши дни новаторские идеи Ламановой стали обыденностью — миллионы женщин носят свободные платья, уже не вспоминая, что свою свободу они получили из рук Надежды. «Костюм есть одно из самых чутких проявлений общественного быта и психологии. Одежда является как бы логическим продолжением нашего тела, у неё своё служебное назначение, связанное с нашим образом жизни и с нашей работой. Костюм должен не только не мешать человеку, но даже и помогать ему жить, радоваться, горевать и трудиться…»
Ссылка на историю
https://zaist.ru/~QIcZl
|
Новинка по низкой цене
Книга-альбом
ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ
mail: inna.tsvetkova@yandex.ru |