Забытые Истории

Спорные вопросы древнерусской истории

RSS
Вендский Сокол
03.05.2015 «Повесть временных лет» запечатлела у истоков русской истории загадочное имя — Рюрик. Он «пояша по собе всю русь и придоша к словеном» откуда-то из «варяжского» заморья.
*  *  *
«Русская» Европа
03.05.2015 Проследив маршрут перемещения ругов по Европе, можно установить примечательный факт: большая часть «русских» следов находится в ареале будущей славянской колонизации.
*  *  *
«Русский» след в истории Европы
03.05.2015 Русская земля обрела свое историческое бытие в результате скрещения судеб двух близких или, вернее, сблизившихся этносов — восточных славян и русов (летописной «руси»). По отношению к последним прилагательное «русский» далее будет употребляться в кавычках, дабы не вызывать ассоциаций с его современным значением.
*  *  *
«Из варяг в греки» — путь из ниоткуда в никуда
02.05.2015 Знаменитый Волховско-Днепровский путь «из варяг в греки» занимает исключительное место в средневековой истории Восточной Европы. Ведь помимо чисто экономического значения ему приписывают и выдающуюся государственнообразующую роль — того географического «стержня», на который были «нанизаны» древнерусские земли. Однако последние исследования убеждают в том, что перед нами типичный для Средневековья историко-географический фантом.
*  *  *
Хождение апостола Андрея «из грек в варяги». Дунайский след
02.05.2015 Итак, как мы убедились, ни один исторический источник не подтверждает существования торгового пути «из варяг в греки». Получается, что апостол Андрей — единственный известный исторический персонаж, который проделал знаменитый маршрут из конца в конец. Но так ли это? Неужели апостол и в самом деле предпринял путешествие из Херсонеса в Рим через Новгород-на-Волхове?
*  *  *
Первая битва за русскую историю (Миллер и Ломоносов)
02.05.2015 Первая публичная баталия по варяжскому вопросу состоялась в правление Елизаветы Петровны. Происхождение русского народа и русского имени на этот раз взялся разъяснить Герард Фридрих Миллер.
*  *  *
Варяги — кто они?
23.07.2015 Вопрос о происхождении термина «варанг/варяг» основательно запутан. К числу наиболее распространенных относятся два заблуждения: что этот термин возник в древней Руси и что он обозначал преимущественно скандинавов. Между тем то и другое неверно. На Руси слово «варяг» вошло в повседневный обиход не раньше второй половины XI в., то есть позднее, чем в Византии и даже на арабском Востоке. Более того, анализ источников показывает, что первое в средневековой литературе упоминание народа «варанков» и «моря Варанк» («Варяжского моря») принадлежит арабоязычному автору — среднеазиатскому ученому аль-Бируни («Канон об астрономии и звездах», 1030 г.), который почерпнул свои сведения из Византии.

*  *  *
Что знали о варягах на Руси?
23.07.2015 Одна из коренных ошибок, навязанная русской историографии учеными-норманнистами, состоит в представлении о глубокой древности термина «варяг», который будто бы появился на Руси для обозначения скандинавских пришельцев. В трудах норманнистов можно прочитать, что варяги еще в IX в. толпами устремлялись в Константинополь по волховско-днепровскому пути, что слово «варяг» уже тогда было знакомо любому славянскому мальчишке...

*  *  *
Где обитали варяги и русы по сведениям арабских и европейских писателей?
23.07.2015 Все средневековые источники так или иначе, каждый на свой лад, помещают варягов и русов примерно в один и тот же географический регион. И это совершенно определенно не Скандинавия.

*  *  *
Как викингу стать варягом?
23.07.2015 Древнерусский термин «варяг» был известен в Скандинавии в форме «вэринг» (vaering). Но слово это пришло в скандинавские языки извне (см.: Гедеонов С. А. Отрывки из исследований о варяжском вопросе. Записки Императорской Академии Наук: Приложение. Т. I-III. СПб., 1862, № 3; Томсен В. Начало русского государства. М., 1891). И более того, вэринги в сагах в большинстве случаев четко отличаются от норманнов-викингов.

*  *  *

Новая книга «Последняя война Российской империи»

Новинка по низкой цене
В магазине не купишь!


Звякнуть копеечкой в знак одобрения и поддержки
Сбербанк
4274 3200 2087 4403



 icon

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ИННЫ ЦВЕТКОВОЙ

Телефон: (495) 475-27-72
(910) 478-45-01

mail: inna.tsvetkova@yandex.ru